Описание картины Александра Лактионова «Письмо с фронта»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Александра Лактионова «Письмо с фронта»

 

Описание картины Александра Лактионова «Письмо с фронта»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Александр Лактионов, 1947 год, картина «Письмо с фронта», Фото: upload.wikimedia.org

Название Письмо с фронта
Страна, художник Россия, Александр Лактионов
Год 1947
Жанр Жанровая живопись
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

История картины началась в 1944 году в Загорске. Художник вместе с семьей находился там в эвакуации. Одним летним днем, прогуливаясь по городу, он встретил солдата с ранением. Тот пытался найти один адрес, чтобы передать письмо с фронта, и Лактионов вызвался его проводить. Таким образом художник стал свидетелем трогательной сцены, которую позднее воплотил на холсте.

На картине изображен вид из дома на крыльцо, на котором стоят несколько человек. На заднем плане расположены соседние дома и широкий зеленый двор. На голубом небе легкие облака и след от истребителя – безмолвное свидетельство войны.

Центр композиции задает мальчик – он сидит на скамье с письмом в руках и читает его вслух. Вокруг собрались слушатели. В тени дома стоит его мать в свободной темной юбке и белой блузке, в руках она держит конверт и свои очки. Рядом – его сестренка, на ней платье с красной вышивкой, а в косах алые ленты. Снаружи, опираясь на трость, стоит солдат, принесший весточку. Он не удержался и решил остаться, чтобы разделить радость с семьей своего фронтового товарища.  В зубах у него дымящаяся самокрутка, а на лице написано дружелюбное спокойствие.

Невдалеке, опираясь на перила стоит девушка-соседка, которая, очевидно, шла мимо и решила присоединиться к чтению письма. У нее русые волосы, яркое желтое платье, на руке выделяется повязка дежурного ПВО.

Современному человеку удивительно, что такое, казалось бы, интимное действие – чтение письма – происходит при соседях и посторонних. Но для советских людей все было общим – и горести, и радости. В условиях войны это проявлялось особенно ярко: все объединялись перед лицом внешней опасности, становясь друг другу еще ближе.

Интересно рассмотреть делали произведения. Внутренняя часть дома утопает в тени – это пространство относится к повседневным заботам, тяжелому труду, долгим дням и ночам ожидания. В противоположность этому, солнечный свет, выделяющий крыльцо – символ радости, благой вести. При этом, лицо мальчика освещено не сверху, а снизу, как будто светится само письмо. Ведь новости с фронта, о том, что их муж и отец жив – это то, что поддерживает семью, придает им силы жить дальше и ждать.

Оцените статью
Добавить комментарий