Школьный музей

Немного о музее

about-1

Идея создать музей появилась у педагогов школы несколько лет назад, потому что сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, они изучают предметы русской старины. Наш музей — это наша история, память, душа. Он оказывает влияние на формирование духовности и морали, чести и патриотизма.

Сегодня и взрослые, и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, они изучают предметы русской старины. Наш музей – это наша история, память, душа. Он оказывает влияние на формирование духовности и морали, чести и патриотизма.

Музей расположен в одной из классных комнат, что даёт возможность проводить в помещении экскурсии и занятия для 25 учащихся. Тематическая экспозиция делится на две части: «Русский крестьянский быт начала ХХ века» и «Народные промыслы России».

Первая экспозиция «Русский крестьянский быт начала ХХ века» формировалась в течение нескольких лет и в основном тематически и структурно сложилась. В неё входят элементы крестьянской избы: Красный или Божий угол с образами, женский кут (угол), мужской кут («коник»), длинный стол с самоваром и лавками, детская зыбка (люлька), печь, предметы домашней утвари, чугуны, ухваты, коромысла, сельскохозяйственный инструмент, керосинка, коллекция утюгов и самоваров, старинные лапти.

Всё это создаёт атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.

Вот и все премудрости, но, сколько восторга и радости вызывает у первоклассников самая первая экскурсия в музей, которая рассказывает о том, как жили их прадедушки и прабабушки.

Эта экспозиция рассчитана на проведение уроков истории, музыки, технологии, уроков в начальной школе, а также занятий по фольклору в рамках внеурочной деятельности.

На этих занятиях дети узнают, как жили наши предки, какие славные и добрые обычаи были у них, по-новому открывают для себя красоту природы, а также познают секреты мастерства и учатся применять «дедовские» приемы в своем творчестве. Благодаря таким занятиям дети имеют возможность стать частью жизни своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные.

Учащиеся знакомятся с народной культурой, ее формами через устное народное творчество, песенный и игровой фольклор, народные календарные и обрядовые праздники, декоративно-прикладное творчество. Начиная с изучения календарно-обрядового фольклора, ребята постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи, традициях и обычаях, связанных с ним.

Вторая экспозиция «Народные промыслы России» часто используется учителями в проведении уроков изобразительного искусства, рисования и окружающего мира в начальной школе.

Здесь можно увидеть изделия из Гжели, Хохломы, Жостова, из бересты и соломки, знаменитую загорскую матрёшку, богородскую игрушку, павлопосадские платки, городецкие доски, разукрашенные руками учащихся нашей школы и многое другое.

В состав основного музейного фонда входит 394 предмета, в том числе уникальные экспонаты конца Х1Х – прялка, зеркало; 96 предметов - начала ХХ века.

Экспонаты попадают в музей из семейных архивов, путешествий по России, изготавливаются педагогами, родителями и учениками. Многие экспонаты музея мы используем не только на уроках, но и во внеклассной работе в постановках сказок, при проведении праздников.

Теоретические изыскания детей и педагогов находят выражение в конкретных предметах декоративно-прикладного творчества, обрядах, праздниках. Для реализации проектов учащихся создана творческая мастерская декоративно-прикладного творчества, которая работает по нескольким направлениям:

- городецкая роспись предметов народного быта;
- русская народная кукла;
- русский народный костюм;
- русские народные праздники и обряды.

Одной из главных задач творческой мастерской является наполнение музея экспонатами. В музее созданы выставки по обрядовой и тряпичной кукле и сопроводительная экскурсия к ним.

Постигая различные технологии изготовления предметов декоративно-прикладного творчества, будь то тряпичная кукла, кукла из соломы, кухонную доску или лопатку дети становятся живыми продолжателями и носителями традиций русского народного искусства. А значит, живо самосознание, жива самобытность. И то дело, которое мы делаем, занимаясь с ребятами исследовательской деятельностью в нашем школьном музее «Русская изба», нужно и полезно.

Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является организация работ лекторских групп в музее. Целью организации лекторской группы стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины. В составе лекторской группы учащиеся 5-11 классов.

Школьный музей

Школьный музей

Школьный музей

Школьный музей

Школьный музей

Школьный музей

Наш музей

Школьный музей

Хранительница музея - Черненко Юлия Игоревна.

школьный музей

Свидетельство музея "Русская изба"

Школьный музей

Школьный музей

Школьный музей

Паспорт музея "Русская изба"

Мероприятия в рамках проекта:
ФОРМЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ (БОЛЕЕ 100):
1. «Тайны русской избы»
2. «Милости просим, гости дорогие»
3. «Чаепитие на Руси»
4. «Игрушки русского народа»
5. «Русская матрёшка»
6. «Народные ремёсла России»
7. «История простых вещей»

ЛЕКЦИИ (БОЛЕЕ 50):
1. История одного экспоната: «Семейная реликвия – шкатулка»
2. Интерактивные лекции:
- «Золотая хохлома»
- «Богородская игрушка»
- «Сказочная Гжель»
- «Дымковская игрушка»
- «Красота букетов из Жостово»
- «Малые жанры фольклора»
- «Деревянные постройки Руси»

6 класс ВИКТОРИНЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ (БОЛЕЕ 20):
1. «Сказки водят хоровод» 1 класс
2. Интерактивная «Сказки гуляют по свету» 2 класс
3. «В некотором царстве» 3 класс
4. Интерактивная «Путешествие по русским народным сказкам»

4 класс КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ (БОЛЕЕ 20):
1. Конкурс весёлых сказочников 5-6 классы
2. Конкурс инсценирования русских народных сказок 1-4 классы
3. Конкурсная программа «Красны девицы» 3-4 классы
4. Конкурсная программа «Загадки русской избы» 4-5 классы
5. «Богатырские потешки»
6. «Осенний листопад»

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ (ЕЖЕГОДНО):
1. Осенины
2. Рождество Христово
3. «Коляда, Коляда»
4. Масленица
5. Пасха красная

ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «КАЛИНКА» (СИСТЕМАТИЧЕСКИ)
ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СИСТЕМАТИЧЕСКИ)

Аудитория проекта:
школьники, воспитанники детских садов №4, №20, №5, коллеги образовательных учреждений города Реутов, родители, жители микрорайона.

Достигнутые результаты:
За годы работы в нашем музее побывали учащиеся не только нашей школы, но и учащиеся других школ, воспитанники детских садов, родители жители микрорайона, а также учителя школ Подмосковья. Планируется создать виртуальную экскурсию по музею. Из отзывов посетителей «Было очень интересно познакомиться с нашим прошлым. Много интересного и необычного. Всё собрано с большой любовью. Спасибо за приятные впечатления» (Николина Е.Ю., учитель начальных классов, г.Реутов) «Спасибо вам за русскую избу, За то, что вы храните русский дух. И так влечёт меня сюда В надежде излечить душевный свой недуг». (Попова Г.В., учитель ИЗО, г.Реутов) «Огромное спасибо организаторам музея за большую работу по сохранению русского культурного наследия. Труд таких благородных людей очень нужен России. Спасибо! От всей души выражаем свою благодарность» (Жернова С.Ф., учитель начальных классов, г.Реутов) «Посетили ваш музей, были очень удивлены, что в вашей школе создан такой прекрасный уголок русской культуры. Очень необходимо сегодня для современных детей знать свои истоки и видеть, как жили их предки» (заведующие детских садов г. Балашиха Пискунова И.В,, Пономаренко И.Н., Нескучаева Л.В.) «Большое спасибо вам по подаренную сказку! Музей «Русская изба» произвёл большой впечатление на детей. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле сохранения национальной культуры и традиций» (Костюченко Н.А., учитель начальных классов, г.Реутов) «Человек живёт, пока про него помнят». И народ живёт, пока пульсируют артерии памяти, которые передают от поколения к поколению животворную силу традиций и охраняют тем самым духовный облик нации. Путь к возрождению России лежит через возрождение ее духовности, через приобщение детей к истории русской культуры. Невозможно воспитать человека без сопричастности его к истокам народного творчества, к культурным ценностям. Они не стареют, переходят из поколения в поколение, и наш школьный музей помогает ощутить родственную связь с прошлым через представления и обычаи наших предков.