Введение

Современные бальные танцы – один из самых популярных и красивейших видов хореографического искусства. Они привлекают людей разного возраста: занятия в танцевальных залах клубов бального танца активно посещают и дети, начиная с дошкольного возраста, и взрослые, в т.ч. люди, старше 70 лет. Эмоциональность, динамика взаимоотношений партнёров, яркая образность танца в синтезе с великолепной музыкой и впечатляющими костюмами – всё это даёт возможность самовыражения.

Бальный танец сегодня один из самых массовых, активно развивающихся видов спорта. В конце 1991 после упразднения СССР ассоциация бального танца РСФСР (современное название – федерация танцевального спорта России) выделилась в самостоятельную общественную организацию под названием Российская ассоциация спортивного танца. С февраля 1992 года эта ассоциация представляет Российскую федерацию в IDSF. Официально признаны спортом в 1995 году.

Как социокультурное явление Современные бальные танцы существуют в России с середины 50-х годов двадцатого века. Длительный период бальные танцы являлись частью культурно-досуговой деятельности и развивались в рамках художественной самодеятельности. Они получили распространение не только в крупных центрах (Москва, Санкт-Петербург и т.п.), но и в самых отдаленных регионах России. Однако, в силу объективных и субъективных обстоятельств, развитие бальных танцев стало уделом энтузиастов со всеми вытекающими из этого последствиями.

К огромному сожалению, направление спортивно-бальный танец на сегодняшний день не имеет своей оригинальной выстроенной методической системы обучения, как например, в классическом или народно-сценическом танцах. Как танцевальный спорт бальный танец имеет некоторое сходство и родство с такими парными видами спорта, как художественная и эстетическая гимнастика, фигурное катание, акробатика, синхронное плавание и т.п. В связи с этим педагогическая технология, методы и формы работы спортсменов вызывают интерес и могут быть заимствованы, но сходство их не тождественно.

Отсутствие выстроенной последовательной методической системы преподавания бальных танцев, педагогической технологии воспитания бальной пары является основной проблемой при работе с парами спортивно-бального танца. Ведь у преподавателей нет авторитетных источников, из которых можно было бы почерпнуть идеи о том, по каким критериям формировать пары, продуктивно направлять работу, преодолеть ту или иную проблему, возникающую в процессе тренировок. В итоге тормозиться развитие не только отдельно взятых танцоров, танцевальных пар, но и клубов, отрасли в целом и, разумеется, самих тренеров. Ведь информационный обмен один из ключевых факторов развития любой сферы деятельности.

Одним из ключевых документов, регламентирующих и направляющих деятельность педагогов-бальников в части содержательной стороны обучения является Положение Союза Танцевального Спорта России «О допустимых фигурах в спортивных бальных танцах».

Аналитические исследования по истории развития бальной хореографии представлены фундаментальными трудами М.В. Васильевой-Рождественской, А.Н. Шульгиной, Е. В. Ерёменой-Солениковой.

Лабораторией спортивного танца Российского государственного университета физической культуры (РГУФК) разработана Учебная программа по спортивным танцам для спортивных школ, а также серия учебных программ и учебно-методические материалы по ряду отдельных направлений подготовки танцоров.

Большой вклад в развитие спортивного бального танца внесли труды основоположников современной техники латиноамериканского танца Д. Бернса, Р. Вермий, У. Лэйарда, П. Максвелла, А. Мур, Э. Салберга и европейской программы Г. Регацциони, А. Маджони, М. Анджело, М. Росси; методические пособия отечественных мастеров спортивного танца Е. Колобовой, Н. Кауль, Л. Плетнёва, А. Чеботарёва.

Вопросы, связанные с развитием танцевального искусства (биомеханикой движения, музыкальной основой танца, техникой исполнительского мастерства и др.), ежегодно обсуждаются на всероссийских и международных фестивалях, конференциях, симпозиумах.

Особый интерес в рамках нашей работы представляют теоретические и прикладные исследования влияния внутренних (личностно-индивидуальных) и внешних (социально-психологических) факторов на спортивный результат танцевальной пары Ю.В. Александрова, И. Г. Мальцевой, А.А. Стрельченко, Н.С. Сигал.

Анализ научной и учебно-методической литературы показал отсутствие научно обоснованного комплексного подхода к формированию и совершенствованию микроклимата в танцевальной паре, разработанной педагогической системы, раскрывающей методические аспекты работы с парой.

Поэтому исследовательская работа «Актуальные проблемы работы с парами спортивно-бального танца и пути их решения» имеет важное значение.

Результаты данного исследования помогут не только тренерам и танцорам клуба «Латинский квартал», но могут быть полезны всем действующим танцорам и тем, кто работает с ними.

Так же данная работа будет способствовать преодолению конфликтных ситуаций в бальных парах, что окажет положительное психологическое воздействие на личность танцоров, повысит не только уровень мотивации, но и удовлетворённость жизнью в целом, так как танцы и партнёр являются значительной частью жизни каждого танцора и профессиональные и межличностные отношения в этой сфере играют огромную роль.

Объект исследования – актуальные проблемы в танцевальных парах, конфликтные ситуации, возникающие в парах.

Предмет исследования – процесс (формы, средства и методы) разрешения актуальных проблем в танцевальных парах, преодоление конфликтных ситуаций, возникающих в парах.

Цель исследования – выявить и научно-обоснованную принципы формирования танцевальных пар, разработать педагогическую технологию оптимизации отношений в паре, предупреждения и разрешения актуальных проблем, преодоления конфликтных ситуаций в процессе занятий спортивно бальными танцами.

В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  • изучить современное состояние проблемы в научной (педагогической, психологической, специальной спортивной и хореографической) периодической (учебно-методической, прикладной) литературе и иных информационных источниках;
  • осуществить культурологический анализ феноменологии спортивного бального танца;
  • выявить факторы успеха танцевальной пары;
  • рассмотреть и систематизировать современные подходы в изучении взаимоотношений в танцевальной паре;
  • на основе социально-психологического анализа влияния внутренних и внешних факторов на спортивный результат танцевальной пары обосновать принципы формирования танцевальных пар, критерии психологической совместимости танцоров;
  • выявить актуальные проблемы работы с парами спортивно-бального и описать причины, специфику, типологию и последствия конфликтных ситуаций;
  • разработать практические рекомендаций для танцоров – бальников и преподавателей по преодолению конфликтных ситуаций, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и оптимизации отношений в танцевальной паре в процессе занятий спортивно бальными танцами.