Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Павлова»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Павлова»

 

Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Павлова»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Михаил Нестеров, 1935 год, картина «Портрет Павлова», Фото: upload.wikimedia.org

Название Портрет Павлова
Страна, художник Россия, Михаил Нестеров
Год 1935
Жанр портрет
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Свою молодость Михаил Нестеров посвятил религиозной живописи, росписи храмов.  Но в советское время ему пришлось искать новое поприще, и он сосредоточился на портретах. Так, одной из самых ярких его работ стал портрет академика Ивана Петровича Павлова.

На картине изображен пожилой интеллигентный мужчина – у него седые волосы и борода, очки с круглыми стеклами, строгий сюртук. Академик сидит за столом, его руки вытянуты вперед и напряженно сжаты. По словам друзей и родственников, этот жест был характерен для ученого, он свидетельствовал о внутреннем сосредоточении и напряженной работе ума. То же выражение активной умственной деятельности написано на лице Павлова – взгляд опущен вниз, губы сосредоточено поджаты, на лбу собрались морщины.

Перед ним на столе, покрытым розовой скатертью, стоит горшок с белыми цветами. Эти ненавязчивые символы уюта – свидетельство безмолвного присутствия женщины. Таким образом художник отдает дань жене академика, которая посвятила жизнь мужу и детям, подчеркивает важность ее заботы.

Пейзаж за окном прописан более обобщенно, но вместе с тем узнаваемо. Большое белое здание с зелеными крышами – это биологическая станция, физическое воплощение трудов всей жизни академика Павлова. То место, которому ученый посвятил большую часть своей жизни.

Нестеров писал портрет, пока Павлов работал и общался со своими подчиненными. Благодаря этому ему удалось точно ухватить и передать волевой деятельный характер, острый ум, любовь к своей работе. Именно такие портреты, воспевающие идеал человека трудящегося, считались образцовыми в советский век социализма. Их герои были примером для подражания для простых людей в то время, когда ценность труда возносили на пьедестал.

Но трудовой пафос – не единственная причина, по которой работа была признана идеологически правильной и получила Сталинскую премию. Оба героя – и художник, и профессор прожили значительную часть жизни в Царской России, были признаны, занимали важное место в обществе. Но они приспособились к новому строю, поддерживали Советскую власть (или не вступали с ней в явную конфронтацию), поэтому смогли соответствовать идеалу советского человека.

Оцените статью
Добавить комментарий