Игра как неотъемлемая часть в организации урока в начальной школе

Игра как неотъемлемая часть в организации урока в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Методическая разработка

Тема: «Игра как неотъемлемая часть творческой организации урока английского языка в начальной школе».

учителя английского языка Григорян Сусанны Робертовны

Реутов 2010
-2-
Традиции общеобразовательной школы неразрывно связаны с иг¬ровой деятельностью ребенка на всех этапах его обучения в школе.
В жизни ребенка игра занимает важное место, являясь для него средством познания действительности. Исходя из особенностей психоло¬гического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора.
Школьники второго класса (то есть в том возрасте, когда начи¬нается изучение иностранного языка) не имеют глобально действующей мотивации (надо учить язык, потому что пригодится).
Надо, конечно, потому что надо получить оценку.
Психологическая природа предмета диктует необходимость широ¬кого применения игры в искусственно создаваемых ситуациях, когда все реальные задачи общения могут быть решены учащимися на родном языке, общение на языке иностранном — всегда условность, всегда «как будто», и точнее будут соблюдаться здесь законы игры, тем эффективнее будет иноязычное общение.
Все мы хорошо знаем, что, придя домой из школы, дети, прежде всего, направляются к своим игрушкам. Сюжеты самые незатейливые, но детям они доставляют ни с чем несравнимое удовольствие.
эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе, особенно при обучении иностранному языку. Играя, ученики быстро и без труда запоминают слова и целые фразы.
Из всего сказанного выше следует, что игры на уроках иностран¬ного языка должны являться неотъемлемой частью методической орга¬низации труда.
Хотелось бы рассмотреть основные функции игры, которые реализуются как бы, в двух планах.

-3-
1. Для учителя игра — аналог упражнения, действие, в котором дети учатся артикулировать звуки, воспринимать звуковые различия, понимать слова, выбирать их, составлять фразу по модели, набирать модель, необходимую для данной ситуации, изменять слова для прида¬ния ему нужного значения и т. п.
Учитель всегда точно и четко должен представлять себе какую учебную цель преследует та или иная игра, однако его задача — не пока¬зать учащимся, что его больше интересует второй план. Он должен сме¬яться и радоваться вместе с учениками, показывая тем самым, что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный.
Для ребенка игра – интересное увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстником, в котором создание высказывания определен¬ного типа диктуется внутренними потребностями игры.
Разумеется, не всякая игра годится для этой цели.
Можно сформулировать некоторые требования к игре как к прие¬му обучения школьников иностранному языку:
а) наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в кото¬ром будут действовать ученики (перемещение во времени, пространстве, воображаемые обстоятельства);
б) обязательное осознание детьми игрового результата (что именно будет достигнуто в результате игры). Это не обязательно «материаль¬ный» результат или иной выигрыш – интересным результатом, напри¬мер, может быть создание при помощи слов необычных или фантастиче¬ских образов (летающие предметы, говорящие звери и куклы и т. д.);
в) осознание детьми правил, соблюдая которые, можно достичь данного результата, например, смешное можно создать и без иностран¬ного языка, или на «другую тему», а в игре учитель задает правила, при помощи которых, конкретными средствами иностранного языка созда¬ется смешное;

-4-
с) возможность выбора конкретного действия в игре каждым уче¬ником, что обеспечивает индивидуальную активность при коллектив¬ной форме игры.
Таковы требования к игре как к особому виду учебной деятельно¬сти. Эти требования позволяют оценить используемые на занятиях дей¬ствия с точки зрения «игры — не игры». Так, если ученики просто вы¬полняют по очереди некоторое действие по правилу, но не получают при этом индивидуально значимого результата, не делают хотя бы самый элементарный выбор, поступают механически, это нельзя назвать игрой.
Но игра на занятиях иностранным языком с учениками начальных классов не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения всех задач обучения — от самых маленьких речевых навыков до умения вес¬ти самостоятельный разговор.
Необходимо точно знать какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что ученик не умел делать до проведения игры и чему он научился в результате ее. Если в игре ребенок учится изменять слова, подобрать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосоче-тания, фразу или текст, необходимый для возникающей в игре задачи общения, тогда ребенок приобретает новые навыки.
Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленно¬го усилия. Не обязательно, при этом, давать детям правила игры в стро¬гих формулировках — таким правилом может стать образец речи учите¬ля, но очень важно подчеркнуть, что это образец для творческого, а не механического подражания. Оригинальный образец побуждает учащих¬ся быть оригинальными, самостоятельными, значительно расширяет их речевые возможности, раздвигает рамки замысла, а, следовательно рам¬ки типового образца.
Наконец нужно сказать о том, что принципы построения игры для обучения учащихся начальных классов иностранному языку, связь соотношения плана игры и учебной задачи не зависят от особенностей родного и иностранного языка. Разумеется, для обучения каждому иностранному языку детей любой национальности нужны также специфические игры, но принципы их построения универсальны.

-5-
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность многократного по¬вторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущим ему признаками — эмоцио¬нальностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздейст¬вия.
Игры, с нашей точки зрения, способствуют выполнению важных методических задач:
а) создание психологической готовности детей к речевому обще¬нию;
б) обеспечению естественной необходимости многократного по¬вторения ими языкового материала;
в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку учебные игры можно разделить на несколько типов:
а) Грамматические, цель которых овладение грамматическим ма-териалом, который создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамма-тических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят. быст-рого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более инте-ресной и увлекательной.
б) Лексические игры, которые логически продолжают «строить фундамент» речи.
в) Фонетические игры, предназначены для корректировки произ¬ношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
г) Орфографические игры, цель которых, формировать и разви¬вать речевые и произносительные навыки, а также освоение правописа¬ния изученной лексики.
Место игре на уроке и отводимое ей время зависят от ряда факто¬ров — подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д.

-6-
Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 мин. Урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 мин. И служить своеобразным повторением уже пройден¬ного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Данные рекомендации условны, так как все зависит от конкрет¬ных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявить чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Успех использования игр зависит, прежде всего от атмосферы не-обходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вме¬сте с учителем участниками одного процесса.
Конечно, урок иностранного языка — это не только игра. Довери¬тельность и непринужденность общения учителя с учениками, возник¬шие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных си¬туаций.
Опыт нас убедил, что игра способствует развитию учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, что делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным.
Ниже представлены некоторые группы игр:

-7-
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.» Грамматические игры».
Цель:
— научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
-создать естественную ситуацию для употребления данного рече¬вого образца;
-развить речевую творческую активность учащихся.
Эти игры включают наиболее важный грамматический материал -глаголы bе, have, mау, саn, must, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Indefinite, Continious, Perfect и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «Лексические игры»
Цель:
— тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
— развивать речевую реакцию учащихся;
— активизировать речеосмыслительную деятельность учащихся;
познакомить учащихся с сочетаемостью слов;

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. » Фонетические игры»
Цель:
— тренировать учащихся в произношении английских звуков (Jan and Tongue games);
— научить учащихся громко и отчётливо читать стихотворения (voice Training Games).
— разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям (Relaxation).

-8-
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. » Орфографические игры»
Цель:
— упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчи¬тана на тренировку памяти учащихся, другие могут быть ос¬нованы на некоторых закономерностях в правописании анг¬лийских слов. Большинство игр можно использовать при про¬верке домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. » Аудитивные игры»
Цель:
— научить учащихся понимать смысл однократного высказыва¬ния;
— научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
— развить слуховую память учащихся;
— развить слуховую реакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.» Речевые игры»
Цель:
— научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
— научить учащихся практически и творчески применять полу¬ченные речевые навыки;
— обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.