Обучение школьников на современном этапе осуществляется в ходе инновационных процессов обновления образования. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Иностранный язык, как и родной, служит средством познания и общения, является хранителем национальной культуры и выражением отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания.
Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму– обусловливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий
Свое выступление я бы хотела посвятить формированию личностных универсальных учебных действий, так как вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности и совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Формирование личностных УУД у школьников осуществляется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Одним из видов внеурочной деятельности, о котором я хочу рассказать, является постановка спектаклей по прочитанным произведениям англоязычных авторов. За время моей работы в этой школе было поставлено 4 спектакля, последние два года проводится школьный и городской конкурс-фестиваль английской и американской песни «The best».
Работа по постановке спектакля проходит в несколько этапов:
1. Предварительное чтение произведения и создание сценария.
2. Создание группы участников проекта.
3. Подготовка и распределение материала, ролей. Участниками могут быть дети с самыми разными языковыми способностями.
4. Репетиционный процесс.
5. Выступление
6. Рефлексия (после выступления просматриваем видео, фото, обсуждаем удачные и менее удачные моменты, готовим выставочные стенды, презентации, фильмы).
Дети всегда с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Работая над различными постановками, мы развиваем личностные качества и способности ребенка. Дети работают над ролью увлеченно, и мы радуемся, когда видим, какой был проделан путь от первого прочтения роли до конечного продукта. У детей повышается самоуважение и вера в свои силы и способности. А это – главная цель, которую мы, учителя иностранного
языка, преследуем в своей интересной и творческой работе.
Приложение 1 — ФЕСТИВАЛЬ — КОНКУРС ПЕСЕН НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ. (апрель 2016г)
Приложение 2 — Спектакль для 5-8 классов — «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА» (март 2015г.)
Приложение 1 – фотографии «конкурс песен на иностранном языке»
Приложение 2 Спектакль на английском языке «The Wizard of OZ» Афиша к спектаклю и действующие лица.
The leading roles:
Dolly- Makinyan Vardush
Pushkareva Valerya
The Scarecrow — Kazaryan Karen
The Lion — Basarab Daniil
The Tin Woodman — Kholodar Alexander
The Guardian of the Cates — Kostuchenko Kirill
The Witch of the South — Dovlatbekyan
Marina
The Witch of the North — Yaremova Elisabet
The Bad Witch of the West — Karimova Angelina
The Wizard of Oz — Maltsev Andrey
The Muchkin — Petrosyan Uriy
The Queen of the monkeys — Arharova Diana
The Monkey — Yaremova Elisabet
2.Либретто к спектаклю. (для начальной школы)
В одном американском штате Канзас жила девочка Долли, которая из-за сильного урагана попала в волшебное королевство. Домик Долли упал на злую ведьму Гингему и раздавил её. Добрая фея подарила Долли волшебные туфельки Гингемы. В поисках обратной дороги она встретила с новыми друзьями: Страшилой который хочет себе настоящие мозги, Дровосеком который хочет вернуть себе человеческое сердце, и львом, которому не хватает храбрости. Вместе они направляются к Великому и Ужасному Волшебнику Гудвину чтобы попросить у него то, чего им не хватает.
Но сделать это не так-то просто, ведь волшебник поставил своё условие: Они должны победить злую ведьму Бастинду и после этого получить то что хотят.
Мы приглашаем вас посмотреть эту замечательную волшебную сказку, где Добро побеждает Зло.
Желаю Удачи !!!